Свежие Новости

  • В ИЮЛЕ 2016 ГОДА ЗАВОД ОСУЩЕСТВИЛ СПУСК НА ВОДУ КА...

    20.07.2017

    Спускаемый на воду катер является для предприятия 25-м по счёту изделием кораблестроения и...

    Подробнее...
  • В АПРЕЛЕ 2016 ГОДА ЗАВОДОМ ОСУЩЕСТВЛЁН ТОРЖЕСТВЕНН...

    13.07.2017

    Корабль предназначен  для  обеспечения охраны  территориальных вод  го...

    Подробнее...
  • В ИЮНЕ 2016 ГОДА ДЕЛЕГАЦИЯ ЗАВОДА ПРИНЯЛА УЧАСТИЕ ...

    12.07.2017

    Международная выставка вооружения и военно-технического имущества «KADEX-2016», являясь хо...

    Подробнее...
Больше новостей

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Предыстория завода «Зенит» начинается в городе Ленинграде, где в октябре 1931 года был введён в строй действующих опытно-экспериментальный завод Особого технического бюро по разработке военной техники («ОСТЕХБЮРО»), руководимого талантливым организатором и изобретателем Владимиром Ивановичем Бекаури, который получил имя «Машиностроительный завод имени К.Е. Ворошилова (завод №231)». Завод строился на базе завода «Двигатель», который также входил в состав «ОСТЕХБЮРО», и с 1931 года находился практически на одной с ним производственной площадке. 231-й специализировался на выпуске радиоуправляемых мин, приборов для торпед и различных приспособлений и устройств для авиации.

В сентябре первого военного года в связи с блокадой в Ленинграде, завод имени К.Е. Ворошилова №231 был эвакуирован в город Уральск. Первый эшелон из 35 вагонов с людьми и 194 единицами оборудования завода прибыл в город Уральск из блокадного Ленинграда 10 сентября 1941 года. Это был первый и единственный эшелон, прибывший с завода им. К.Е. Ворошилова. Почти одновременно с ним из Ленинграда прибыли рабочие и специалисты с оборудованием заводов №181 «Двигатель» и «Компрессор». 

Уже на следующий день, 11 сентября 1941 года, обкомом партии и облисполкомом Уральской области было принято совместное решение «О размещении завода №231». Дату 11 сентября 1941 года заводчане считают датой второго рождения завода на новой Родине - казахстанской земле Приуралья.

Примерно в это же время, в сентябре 1941 года, стали прибывать эшелоны с отдельным оборудованием и людьми с завода №175 им. С.М. Кирова из Большого Токмака. Немного позже, с декабря 1941 и в 1942 году – с торпедного завода №182 из Каспийска.

Всего с сентября по декабрь 1941 года в Уральск прибыло уникальное оборудование и около 1000 специалистов и членов их семей из Ленинграда, Большого Токмака, Каспийска и Феодосии. Основная часть рабочих и специалистов прибыла с ленинградского завода №181 «Двигатель» - они продолжали прибывать в Уральск вплоть до августа 1942 года.

Первоначально завод им. К.Е. Ворошилова размещался на двух разобщенных территориально площадках - в гараже и мастерских автоуправления в городе на территории современного завода, и в судоремонтных мастерских затона имени В.И. Чапаева в 12 километрах от города.
Горожане приняли эвакуированных, потеснившись с жильем, выделили им 220 комнат – 110 в городе, остальные – в Затоне. На одного человека приходились менее двух квадратных метров.
Так, с суровых будней трудового фронта Великой Отечественной войны началась летопись завода им. К.Е. Ворошилова на уральской земле.

Первым директором завода №231 им. К.Е. Ворошилова в Уральске стал Розенштейн Михаил Борисович. Ему предстояла сложная задача: с нуля создать завод и наладить производство в Уральске. Однако в этой должности он пробыл недолго. В августе 1942 года Розенштейн М.Б. из Уральска был откомандирован в Алма-Ату для организации завода им. С.М. Кирова (ныне – АО «Завод им. С.М. Кирова»). Работа была налажена буквально с колёс: надо было скорее выдавать продукцию и отправлять ее фронту. Работали, в основном, квалифицированные рабочие с эвакуированных заводов, но рабочих рук не хватало. Был объявлен набор работников, в 1941-1942 годах на завод активно поступали уральцы – в основном, это были женщины и дети со школьной скамьи, многим из которых не было ещё и 15-ти лет, потому что трудоспособное мужское, а частью и женское, население ушло на фронт. Как только установили первые станки, ребят и девчат стали ставить подручными к ленинградским рабочим, а не прошло и месяца, как они стали работать на станках самостоятельно. Ввиду большой нехватки в городе рабочих кадров, при заводе было создано ремесленное училище по фабрично-заводскому обучению, в котором обучали рабочим профессиям учащихся 8–9 классов школ города.
Высокая квалификация ленинградских специалистов, самоотверженный труд всего коллектива, работа по 12–16 часов в сутки, без выходных дней позволили уже 8 октября 1941 года отправить фронту первую партию оружия. Это был поистине трудовой подвиг заводчан, ведь с момента прибытия в Уральск первого эшелона прошло менее месяца.

Практически с первых дней становления на уральской земле, на заводе группой конструкторов, прибывших в Уральск в числе первых эвакуированных сюда специалистов-ленинградцев, велась разработка совершенно нового по тому времени оружия – бесследной электрической торпеды ЭТ-80.  Группу возглавлял талантливый инженер, конструктор в области подводного вооружения, изобретатель торпед Николай Николаевич Шамарин. В апреле 1942 года на завод, эвакуировавшись по «дороге жизни» из блокадного Ленинграда, для выполнения правительственного задания по подготовке производства и форсированию работы над созданием этой торпеды, прибыла группа специалистов с семьями, возглавляемая начальником механосборочного цеха завода №181 «Двигатель» Петром Александровичем Атояном. Уже в июле-августе 1942 года были изготовлены и испытаны первые образцы электрической торпеды. В начале 1943 года на Северный флот была отправлена первая партия этих торпед, а всего за годы войны заводом было отправлено флоту 303 торпеды ЭТ-80. Основные разработчики торпеды – главный конструктор Н.Н. Шамарин, конструкторы В.Д. Горбунов и Г.И. Жигарь в марте 1943 года были удостоены звания лауреатов Государственной премии 1-й степени (премии имени Сталина), а более 40 заводчан представлены к правительственным наградам.

В годы войны торпедами было уничтожено более 1000 кораблей противника, среди них, конечно, были корабли и суда, уничтоженные торпедами ЭТ-80, которые выпускал только завод №231. Известно, что заводскими торпедами были потоплены гигантский лайнер фашистского флота «Вильгельм Густлов» и вспомогательный крейсер «Генерал фон Штойбен». Один из экземпляров знаменитой торпеды ЭТ-80 был выставлен в зале Ленинградского Военно-Морского музея.

А на открытой площадке Севастопольской панорамы в числе важнейших образцов оружия Великой Отечественной войны была выставлена контактная гальваноударная мина М-08, к выпуску которой, наряду с 20-миллиметровыми снарядами для авиационных пушек и других видов мин, завод приступил также в 1942 году. За годы войны завод имени К.Е. Ворошилова поставил кораблям флота около 4000 мин различных типов. На минных заграждениях подорвалось 213 судов противника, в том числе 103 боевых корабля. Практически каждый двадцатый корабль противника подорвался на мине, изготовленной нашим заводом.

Кроме торпед и мин, в годы войны завод выпускал для фронта также корабельные компрессоры; взрыватели; патроны фосфорно-кальциевые; индукционные ударные приборы; приборы «Обри»; снаряды авиационные; детали ВЕХ и другое необходимое оборудование, номенклатура которого составляла 16 наименований. Только до конца 1941 года фронту было направлено около 28,5 тысяч взрывателей различных типов, 4000 патронов фосфорно-кальциевых, несколько тысяч приборов для авиации.

На смену отбывшему в г. Алма-Ату Розенштейну М.Б., на пост директора завода им. К.Е. Ворошилова в 1942 году был назначен Компанец Феодосий Данилович, прибывший в Уральск с должности директора торпедного завода №175 им. С.М. Кирова из г. Большой Токмак Запорожской области, куда вновь вернулся обратно в 1943 году. 

В 1943 году коллектив завода вместе с трудящимися Казахской ССР и других союзных республик, воодушевлённый боевыми и трудовыми успехами, включился во всенародное движение по сбору средств на строительство танковых колонн, авиационных эскадрилий, артиллерийских батарей. На эти цели заводчане отчисляли большую часть своей мизерной зарплаты, желая приблизить разгром ненавистного врага, и не задумываясь о личном благополучии и обогащении. В апреле 1943 года молодые работники завода совместно с молодёжью Уральска собрали на постройку авиационной эскадрильи «Комсомол Казахстана» 102500 рублей. Рабочие, специалисты и служащие вносили личные средства в размере месячного и двухмесячного заработка на танковую колонну «Западный Казахстан», а также подписывались и на государственные займы. Было собрано 379000 рублей, о чем было сообщено телеграммой Государственному Комитету обороны. В ответ заводчане получили телеграмму от его председателя И.В. Сталина со словами благодарности, которая хранится в музее завода.
Завод помогал фронту не только оружием и деньгами. Свои огненные дороги на фронтах Великой Отечественной прошли многие заводчане. Их смелость и отвага в жестоких боях отмечены высокими государственными наградами. С полей сражений Великой Отечественной не вернулись 68 заводчан, их имена увековечены на заводском обелиске Славы и Памяти, где в их честь зажигается Священный Вечный огонь.

Результатом самоотверженного труда заводчан в годы войны, их трудового героизма, гражданского мужества и патриотизма стала оценка их весомого вклада в Победу над врагом. В 1985 году, к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне завод, единственный среди предприятий Казахстана, был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

В первые послевоенные годы произошло территориальное объединение завода, из затона имени Чапаева цеха постепенно передислоцировались на единую производственную площадку в городе.
Руководил процессом передислокации директор завода Яблоков Иван Дмитриевич, назначенный на эту должность в 1944 году. На период руководства заводом Яблоковым И.Д. пришёлся последний военный год и начало восстановления разрушенного войной хозяйства, вплоть до назначения директором завода им. К.Е. Ворошилова Атояна П.А. 18 октября 1947 года.

Постепенно были реконструированы и построены новые заводские корпуса, к заводу подведена железнодорожная ветка от станции Уральск, проведены инженерные сети и коммуникации, появились автомашины и тягачи, стала шириться социальная инфраструктура – активно строятся первые многоквартирные двух- и трёхэтажки, а затем, с освоением заводом в середине 1950-х годов выпуска силикатного кирпича, - более высокие дома и первые в городе высотки-девятиэтажки, организуются детские сады и ясли, вводится в строй подшефная школа №3, библиотека. Позднее заводчанами методом «народной стройки» возведены стадион, носящий ныне имя П.А. Атояна, с трибунами на 10 тысяч зрителей, широкоформатный кинотеатр «Аврора», спортивный зал школы №3, заводской тир и дворец культуры и техники со спортзалами и зрительным залом, к которому затем был пристроен плавательный бассейн. Все это, а также поликлиника и больница, комплекс технического училища с общежитием, крупная котельная на природном газе, отапливавшая не только завод, но и весь заводской поселок, и многое другое составляло инфраструктуру завода. В послевоенные годы завод, по сути, стал градообразующим предприятием, превратившись из обычных мастерских в современное крупное производство с многотысячным коллективом, ставшее, по всеобщему признанию, флагманом промышленности города и области.

С тех пор, как государство в 1947 году доверило П.А. Атояну возглавить 231-й завод, он остался верен и предан ему и заводскому коллективу всю свою жизнь. Пётр Александрович бессменно проработал в должности директора завода 42 года, а его общий трудовой стаж составил 63 года, из них 56 лет на заводе им. К.Е. Ворошилова. Более полувека П.А. Атоян был в заводском рабочем строю, самоотверженно трудясь днём и ночью, не считаясь с личным временем, отдав становлению и развитию завода свою неистощимую энергию и целеустремлённость, талант организатора и богатый опыт рачительного хозяйственника, новатора, чем заслужил деловой авторитет и уважение всех заводчан, жителей Уральска, всего Приуралья и огромного промышленного корпуса Министерства судостроения.

015.jpgАтоян П.А. награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Октябрьской Революции, двумя орденами «Знак Почёта», орденом Отечественной войны второй степени, 12-ю медалями, в том числе «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг», «За трудовую доблесть». Он – Почётный гражданин города Уральска. Атояну П.А. присвоено звание «Заслуженный работник промышленности Казахской ССР». Награжден пятью Почетными грамотами Верховного Совета Казахской ССР, значками «Отличник физической культуры и спорта СССР», «Отличник Гражданской обороны СССР», «Отличник народного просвещения Казахской ССР» и другими.

В 1989 году на смену Петру Александровичу Атояну пришёл энергичный, инициативный представитель молодого поколения заводчан, прошедший на заводе путь от подсобного рабочего, инженера-конструктора, главного конструктора до руководителя предприятия, Валиев Вячеслав Хамзиевич, первый в истории завода директор, не назначенный, а избранный на эту должность на альтернативных тайных демократических выборах директора завода трудовым коллективом.

С обретением независимости Казахстаном в 1991 году весь обычный уклад, вся жизнь, налаженные механизмы стремительно изменились до неузнаваемости. Упразднялись одни органы и организации, создавались другие. Менялись законы, пестря противоречиями и пробелами. Менялись деньги. Стремительно росла инфляция. Были отменены плановое хозяйство и госплановская номенклатура. Ассигнования на развёртывание и содержание производственных мощностей и социально-экономической структуры, выделявшиеся заводу союзным Правительством в бытность Советского Союза, были прекращены. Рушились десятилетиями наработанные хозяйственные связи. Оборонная промышленность подверглась конверсии, производство нужно было перестраивать на выпуск гражданской продукции, находить новые заказы, которые приходилось буквально «вырывать» у конкурентов. Шла ожесточённая борьба за завоевание рынка. Впереди образовалась полная неопределённость.

Руководство завода стремилось найти применение его производственным возможностям, чтобы загрузить мощности, обеспечить работой коллектив и выйти тем самым из сложившейся, как казалось, тупиковой ситуации. Чтобы выжить в сложнейший период «лихих 90-х» приходилось принимать все возможные меры, включая непростые решения по сокращению работников, реализации некоторых неиспользуемых объектов, освобождению от социальной инфраструктуры, которая теперь лежала на предприятии тяжким бременем.

В это сложное время завод сумел выстоять, не приостановив работу ни на один день, не допустив столь обычного для того времени расхитительства основных средств и материальных ценностей, сумел сохранить свой производственный и кадровый потенциал.

В условиях конверсии на заводе в кратчайшие сроки было организовано новое производство более 60 наименований гражданской продукции. Однако этого было недостаточно, к тому же, завод изначально создавался как наукоёмкое производство под выпуск единичной и мелкосерийной продукции. Предприятие стремилось найти такую нишу, где будут востребованы и уникальное заводское оборудование, и возможности предприятия по производству технически сложной продукции, и высококлассные рабочие, и квалифицированные специалисты, многие из которых получили образование в знаменитой и престижной ленинградской «корабелке», и опыт работы заводчан в области производства морской специальной техники. Так появилась идея кораблестроения на заводе, которая при поддержке Главы государства и Правительства республики в 1993 году воплотилась в кораблестроительную программу Казахстана, в которой завод был определён головным исполнителем по изготовлению катеров и кораблей для силовых структур республики.

Сегодня Уральский завод «Зенит» - это узнаваемое предприятие не только в Западно-Казахстанской области и республике, но и далеко за её пределами, в том числе в дальнем зарубежье. За 23 года, в течение которых завод занимается кораблестроением, наработаны деловые партнерские связи со многими предприятиями, имеющими непосредственное отношение к судостроению и морской технике, география которых простирается по всей Евразии от Атлантического до Тихого океана и захватывает даже Австралию и Канаду.

Помимо выпуска кораблей и катеров для силовых ведомств страны, завод также поставляет на экспорт по межзаводской кооперации в Россию для вновь строящихся и ремонтируемых подводных лодок аварийно-спасательные изделия РСУ-1Д. Одним их важных направлений производства является изготовление оборудования для нефтегазовой отрасли по ASME, API и ГОСТ, ремонту и сервисному обслуживанию технологического оборудования для нефтегазовых компаний. Завод имеет большой опыт и активно работает в сфере изготовления продукции и оказания специализированных инженерно-технических услуг для этой отрасли. Среди производимой продукции – стальные несущие металлоконструкции, платформы и настилы для производственных зданий, трубные опоры, фланце-фитинговые изделия, фланцевый крепёж и анкерные болты высокой прочности, нестандартное оборудование и др. Услуги – ремонт и техническое обслуживание оборудования, тестирование сварных соединений и материалов. Также завод выпускает оборудование для переработки сельхозпродукции, товары производственно-технического назначения и народного потребления и намерен не ограничиваться достигнутым, а развивать далее номенклатуру и ассортимент продукции гражданского назначения.

Завод идёт в ногу со своим государством и в год 25-летия Независимости нашей страны отмечает своё 75-летие. Символично, что в четвертьвековой юбилей независимости Республики Казахстан предприятием изготовлено и сдано заказчику двадцать пятое по счёту изделие кораблестроения. Заводчане готовы укрепить эти замечательные даты новыми инновационными начинаниями и трудовыми достижениями!